И, если есть малые — получается, должны быть и большие? Не совсем так. «Малыми голландцами» в России называют нидерландских живописцев XVII века, создававших небольшие по размерам картины и уделявших внимание прежде всего камерным сюжетам.
То есть «малые» — не потому, что их вклад в искусство невелик
Ведь к малым голландцам можно отнести практически всех представителей Золотого века голландской живописи, например Вермеера. В Нидерландах этих мастеров называют Fijnschilders — буквально «прекрасные художники».
Одним из «малых голландцев» был Герард Дау.
Родился Дау в 1613 году в Лейдене, где прожил почти всю жизнь
Он учился живописи сперва у своего отца, который был художником по стеклу, а затем у его коллеги, Питера Коухорна. Но больше всего на него, безусловно, повлияли три года учебы у Рембрандта. На первых порах Дау настолько много заимствовал из техники учителя, что одну из его самых известных картин, «Старуха за книгой», долгое время приписывали Рембрандту и называли не иначе как «Мать Рембрандта».
Герард Дау популяризировал изображение сцен на картинах, как бы вписанное в арочный проем (это усиливало впечатление реальности происходящего), а также много экспериментировал со светом свечей ночью
Со временем он отошел от влияния своего талантливейшего учителя и начал работать в собственной манере: писал небольшие по размерам картины на бытовые жанровые сюжеты. Каждую выделяла чрезвычайная реалистичность и перфекционизм в мельчайших деталях. Такой подход снискал ему славу уже в первые годы его самостоятельной работы и сделал его одним из главных представителей Fijnschilders.
Источник: Посольство Нидерландов