Это позволит другим фармацевтическим компаниям дешево производить противовирусный препарат молнупиравир для 105 стран с низким уровнем дохода. По данным MSD, таблетка предотвращает тяжелую болезнь или смерть людей после заражения коронавирусом. Молнупиравир еще должен быть одобрен американским регулятором лекарственных средств FDA и европейским аналогом EMA. Когда это произойдет, его можно будет продавать в Соединенных Штатах и Европе. Таким образом, это будет первый препарат против Covid-19, который люди смогут проглотить.
Решение MSD поделиться патентом — хорошая новость для развивающихся стран, говорят эксперты. Без этого соглашения, вероятно, было бы трудно получить таблетки для этих стран. Это страны, которые часто испытывают проблемы с получением вакцин против коронавируса.
Патентное соглашение заключается через специальную организацию — Патентный пул лекарственных средств, который поддерживается Организацией Объединенных Наций. Цель этой организации — сделать основные лекарства доступными для развивающихся стран путем переговоров о лицензиях. Например, Патентный пул лекарственных средств ранее вел переговоры о выдаче патентов на лекарства от ВИЧ.
Нидерланды не входят в список Патентного пула лекарственных средств, но многие африканские страны входят. В частности, на африканском континенте вакцинация отстает. Более богатые страны имеют достаточно средств для покупки препарата MSD.
«Это будет иметь большое значение для развивающихся стран», — говорит Эллен ‘т Хоен, эксперт по патентному праву. Она ожидает, что молнупиравир останется доступным по цене, если над ним начнут работать несколько производителей. «Для стран, где вакцины малодоступны, это может стать важным продуктом».
Отмена патента не изменит существующую нехватку вакцин, предупреждает полевой эпидемиолог и микробиолог Амриш Байджое, работающий в организации «Врачи без границ». «Но вы даете странам возможность наладить собственное производство без помех». По словам Байджое, это позволит увеличить производство препарата и снизить его цену.
Полевой эпидемиолог утверждает, что развивающиеся страны сейчас слишком зависят от благотворительности более богатых государств, которые в больших масштабах закупают вакцины от ковида. Байджо: «Эта благотворительность в значительной степени отсутствует. Более того, во время глобального кризиса вы не хотите быть зависимыми от него, вы хотите, чтобы страны могли производить продукцию на региональном уровне».
По словам Байджое, идея о том, что местные знания недостаточны для самостоятельного производства вакцин или ковидных препаратов, устарела. «Я работаю во многих областях, где есть академические институты и где много знаний. Они видят беду и необходимость местного производства и хотят работать над этим».
По словам фармацевта Merck/MSD, лечение молнупиравиром должно быть начато в течение пяти дней после появления симптомов. Затем пациент должен принимать по четыре таблетки два раза в день в течение пяти дней.
Молнупиравир вызывает ошибки в генетическом коде вируса, что не позволяет вирусу создавать копии самого себя. Если пациент принимает препарат на более поздней стадии, он не оказывает очевидного эффекта, утверждает Merck.
По словам эксперта по патентному праву, шаг MSD необычен, поскольку производители вакцин отказываются делиться своими патентами. «Вы хотите, чтобы другие производители сделали то же самое. Я надеюсь, что они прозреют в этом отношении, но их финансовые интересы огромны», — говорит ‘т Хоен.
Производители вакцин Pfizer и Moderna до сих пор отказывались отказаться от своих патентных прав, хотя правительства и организации здравоохранения призывали их сделать это. Байджо и ‘т Хоен очень критично относятся к этому отказу, именно потому, что их вакцины были разработаны на государственные деньги.
Байджо: «В конечном счете, технология должна быть общей. Мы говорим не о патентах на новые телефоны или планшеты, а о средствах спасения жизни».
Эксперт по патентному праву ‘т Хоен считает, что странам всего мира следовало бы быть гораздо острее при заключении сделок с производителями. «Когда все миллиарды уходили на разработку вакцин, этот вопрос уже должен был быть решен. То, что этого не произошло, говорит об отсутствии политического руководства».
Источник: nos.nl