Около 120 муниципалитетов ищут нового поставщика газа. В апреле Министерство экономики поручило им в течение шести месяцев расторгнуть действующий контракт с «Газпром энергией», голландской дочерней компанией российской газовой компании.
Министр климата и энергетики Роб Джеттен хочет, чтобы платежи за газ из Нидерландов не увеличивали российскую военную машину. Но, в итоге, это имеет обратный эффект: Если муниципалитет расторгает контракт, в котором несколько лет назад была оговорена низкая цена, то теперь он должен покупать газ на дорогом европейском рынке который по-прежнему частично снабжается Россией.
В Германии с изумлением смотрят на Нидерланды. В начале апреля немцы взяли под свой контроль «Газпром Германия», европейскую штаб-квартиру, в которую также входит голландская «Газпром энергия». Они поставили компанию под контроль. И что еще более важно: все доходы от контрактов — в том числе и из Нидерландов — с тех пор идут в немецкую казну. Бывшая материнская компания «Газпром» по-прежнему является единственным акционером, но больше не получает никакого дохода. Это делает европейский филиал немецким на практике, по мнению правительства Германии. Бывшие дочки Газпрома идут еще дальше под новым названием SEFE (Securing Energy for Europe).
Но министр Джеттен считает недостаточно доказанным тот факт, что SEFE больше не является российским. Примечательно, что Нидерланды стоят особняком в этом прочтении санкционного закона. Помимо Германии, в SEFE также участвуют Италия, Франция, Швейцария, Чехия, Великобритания и США. Ни одна из этих стран не наложила санкции на компанию.
Еврокомиссия заявила, что Брюссель не принуждает Нидерланды к чему-либо: интерпретировать санкционное законодательство должны сами государства-члены.
Несколько экспертов опровергают эту интерпретацию.
«Странный результат заключается в том, что дополнительные деньги теперь идут и в Россию», — говорит эксперт по санкциям Саша Кун из Simmons & Simmons. Аналитик по энергетике Жиль ван ден Бойкель соглашается: «В конечном счете, вы делаете России только одолжение».
Министерство экономики и климата сохранит свою прежнюю позицию. Переговоры с Германией и SEFE не убедили министерство. Таким образом, вывод таков, что, несмотря на меры Германии, SEFE «по-прежнему принадлежит России. В конце концов, доходы по-прежнему приносят пользу российскому государству. Таким образом, позиция EZK остается неизменной».
Источник: nos.nl