Представьте: убираетесь вы в заброшенном доме или сарае, а в углу, под обрывками обоев и старыми досками, вдруг обнаруживается картина известного художника, или древняя ваза, или просто клад.
Примерно так и произошло на старой фабрике в Мааастрихте — городе на юго-востоке Нидерландов. Рабочие разбирали запылившуюся плитку, сваливали осколки и целые части в тележки и отвозили в мусорный контейнер.
Хорошо, что в этот момент на фабрике оказался бывший мэр города Герт Леерс. Он заметил, что старая плитка подозрительно красивая, слишком красивая для обычной напольной или настенной. Леерс встал около контейнера с мусором и стал разбирать обломки: «Я подумал: стыдно выбрасывать такую красоту, заберу плитку себе и уложу на садовые дорожки».
Потом он позвал на помощь Хуба Брандтса, коллекционера маастрихтской керамики, и они уже вместе собрали все части плитки с рисунком. Разложили, будто собирая пазл, пронумеровали и пригласили эксперта по искусству.
В общем, вы уже догадываетесь, что на садовые дорожки плитка не пошла. Оказалось, что на старой фабрике нашли мозаичную картину Чарльза Эйка (1897—1983) — известного голландского керамиста, скульптора и художника, обладателя Королевской премии и Римской премии Нидерландов в области искусства.
На мозаике изображены парусная лодка, солнце, море и кактус. По мнению экспертов, работа создана в память о поездке Эйка на Кюрасао в 1952 году.
А на керамической фабрике в Маастрихте Эйк начинал как художник и поэтому разместил здесь свою работу. Старая фабрика закрылась в 1984 году и с тех пор пустовала. Теперь принято решение восстановить здание, а найденную плиточную мозаику отправили на реставрацию. Еще собраны не все детали, особенно много пробелов в нижней части работы, и поэтому подпись Эйка пока не обнаружена. Но специалисты не сомневаются в подлинности находки.