Несмотря на жесткие санкции, микросхемы голландских компаний-производителей по-прежнему попадают в Россию. Речь идет о многих миллионах штук с начала вторжения в Украину до декабря включительно.
Экспорт идет через посредников. Несколько сотен поставок было отправлено трем российским компаниям, связанным с оборонными предприятиями. «Голландские» чипы были обнаружены и в российском оружии применяемом на территории Украины.
Совместные расследователи NOS и Nieuwsuur получили доступ к торговым данным, поговорили с заинтересованными компаниями, государственными учреждениями, экспертами и исследователями, а также получили доступ к конфиденциальным документам. Исследование дает первое представление о масштабах, в которых микросхемы голландских производителей попадают в Россию.
Существует четкая схема, когда небольшая группа китайских компаний приобретает голландские чипы и месяц за месяцем экспортирует их в Россию. Одна из таких компаний находится в санкционном списке США за поставки для российского военного комплекса. Несмотря на ужесточающиеся санкции, в последние месяцы снижения экспорта не наблюдается.
Голландские чипы, которые идут в Россию, в основном поставляются крупными производителями чипов, такими как NXP из Эйндховена и Nexperia из Неймегена. Расследование NOS/Nieuwsuur показывает, что микросхемы NXP недавно были обнаружены на поле боя в Украине.
Среди прочего они были обнаружены в разобранной российской бронированной гаубице, крылатой ракете и ударном вертолете.
Предыдущие исследования уже находили чипы от NXP и Nexperia в российских беспилотниках, а чип NXP был обнаружен в иранском беспилотнике-камикадзе. Все это оружие используется Москвой для уничтожения украинских солдат, мирных жителей и инфраструктуры страны.
В пресс-службе подчеркивают, что компании соблюдают санкционные правила и не ведут бизнес с Россией. Их клиентам также запрещено продавать чипсы в Россию. Они говорят, что бессильны, если чипы, которых NXP и Nexperia ежегодно производят многомиллиардными партиями и продают по всему миру, окажутся в России в результате параллельной импорта.
По закону производители обязаны отслеживать, чтобы их чипы не продавали в Россию. Голландские производители говорят, что они это делают. Но тогда как, те же мошеннические брокеры все еще ухитряются покупать чипы, две транснациональные корпорации говорят, что у них нет ответа. Клиенты NXP тщательно проверяются, говорится в ответе компании. Компания утверждает, что выходит за рамки юридических обязательств в отношении соблюдения санкций. Неясно, что именно это означает, и будет ли компания принимать меры против группы китайских посредников.
Nexperia настаивает на том, чтобы ее команда экспортного контроля использовала новейшее программное обеспечение «для контроля за нашей дистрибуцией». Если дистрибьютор нарушил санкции, контракт будет расторгнут. Произошло ли это в прошлом году, компания говорить не хочет. Суть в том, что перепродажа третьим лицам «не всегда может контролироваться или предотвращаться нами» — говорит представитель компании.
Насколько может видеть правительство, теневое посредничество в производстве микрочипов происходит без разрешения и без ведома голландских производителей, сообщается в ответе Министерства иностранных дел. «Нидерланды очень обеспокоены этим фактом и вместе с Европейским Союзом ищут эффективные способы предотвращения параллельного импорта и борьбы с посредничеством».
Кстати, еще больший поток микросхем, произведенных компаниями за пределами Нидерландов, попадает к российским импортерам. Только за ноябрь в десятках компаний распределено не менее 2 миллионов чипов. Для сравнения: на фабриках NXP и Nexperia за тот же период было выпущено более 60 000 чипов: около 6 процентов от общего количества.
Эксперты предполагают, что поток российского импорта продолжается, и нет никаких признаков того, что он остановился. Но торговых данных за январь пока нет.
Голландские чипы регулярно встречаются почти во всех типах военных дронов применяемых Россией.
Джеймс Бирн из британского аналитического центра RUSI
«О недавних поставках чипов невозможно сказать, какая часть попадает в российскую военную технику, а какая, например, в стиральные машины, телефоны или другие потребительские товары. Дело в том, что Москва остро нуждается в таких микросхемах для обслуживания, ремонта и производства оружия. Ряд голландских компонентов имеет решающее значение для российской военной машины», — говорит Бирн.
Джеймс Бирн, директор исследовательской группы Open Source Intelligence and Analysis в британском аналитическом центре RUSI. «Эти чипы регулярно встречаются практически во всех типах российских боевых беспилотников и других высокоточных вооружений, таких как крылатые ракеты». Чипы NXP были обнаружены в 10 из 27 российских систем вооружения, которые RUSI исследовал по запросу Украины, сообщил институт прошлым летом.
Санкции Евросоюза против России массово обходятся. Например, небольшими компаниями, которые отправляют чипсы в Россию по почте бандеролью. Есть также в основном азиатские трейдеры, которые приобретают голландские чипы и, не сдерживаемые санкциями, перепродают продукцию в Россию с высокой рентабельностью.
Например, по данным NOS и Nieuwsuur, крупнейшим посредником-трейдером голландских чипов является китайская Sinno Electronics. Но, в отличие от Вашингтона, Брюссель пока не ввел карательных мер против Sinno Electronics а значит ее бизнес вполне легален. Компанию попросили дать комментарий, но она не ответила.
На вопрос, почему эти или вообще какие-либо посредники по поставкам чипов в Россию попали в санкционный список ЕС, МИД отвечает: «Нидерланды не делают никаких заявлений о конкретных предложениях по новым санкциям, чтобы не подорвать эффект неожиданности и тем самым эффективность мер». Они добавляют, что для введения санкций в отношении компании также необходим консенсус внутри государств-членов ЕС.
Иво Амар, юрист специализирующийся на санкционном праве и экспортном контроле
«Из-за того, что большую роль играют, в частности, китайские экспортеры, контроль вряд ли эффективен. Пекин не вводил никаких санкций против Москвы, поэтому торговля чипсами из Китая по-прежнему возможна. Таким образом, исследование NOS/Nieuwsuur показывает, что в прошлый период было возможно очень ограниченное вмешательство».
На данный момент прокуратура занимается одним уголовным преследованием. Таможня говорит, что было проведено много десятков тысяч проверок. В сфере микрочипов это в итоге привело только к блокировке одного груза стоимостью 300 000 евро.
«На сегодняшний день мы видим, что уголовное преследование за нарушение санкций в основном ограничивается «полицейскими», — говорит юрист по санкциям Иво Амар. По его оценке, за пятнадцать лет было вынесено всего десять обвинительных приговоров, по которым сложные торговые конструкции через третьи страны остались нетронутыми. По словам Амара, в настоящее время проводится «серьезная работа», но судебным органам по-прежнему сложно и очень долго доводить до суда более сложные дела.
«Я действительно думаю, что сами компании-производители все еще могут делать больше, чем они делают сейчас», — продолжает Амар. Например, производители чипов могут оговорить в контракте, что импортер в Китае, например, может быть проверен на предмет того, для чего чип в конечном итоге использовался или был перепродан.
Источник: NOS.nl