В понедельник в Гааге прошла предварительная встреча по поводу возможного сокращения вдвое числа кардиологических центров в Нидерландах. На встречи были представлены все кардиологические центры: Erasmus MC Rotterdam, Leiden UMC, UMC Utrecht и UMC Groningen. Детские кардиохирурги и кардиологи боролись за выживание своего кардиоцентра.
«Мне больно видеть то, как сейчас складываются взаимоотношения между центрами», — говорит член парламента от PvdA Аттье Куйкен. Ее поддерживают коллеги. «Я чувствую себя крайне неуютно из-за этого», — сказал член CDA Йоба ван ден Берг.
На карту поставлено очень многое: качество и доступность высокоспециализированных операций на сердце для детей в Нидерландах. В настоящее время эта помощь хорошего качества и доступна в вышеупомянутых академических больницах. Но в медицинском сообществе есть опасения, что через несколько лет возможность медицинского обслуживания окажется под угрозой.
Из-за значительных рисков, связанных с хирургическим вмешательством, требуются высокоспециализированные кардиохирурги и интервенционные кардиологи. Обучение занимает не менее 10 лет, и эта специальность остается на всю жизнь. Именно поэтому в Нидерландах всего 12 детских кардиохирургов. Некоторые из них скоро уйдут на пенсию. Это делает лечебные бригады уязвимыми, поскольку в таком случае становится сложнее находиться в состоянии готовности день и ночь в четырех центрах одновременно.
Поэтому необходимо объединиться, закрыв один или два центра. Это мнение профессионалов, поддержанное Инспекцией здравоохранения и большинством политиков.
Дело не только в количестве доступных медицинских специалистов. Профессиональные ассоциации считают, что в таком случае врачи будут лечить больше пациентов и, таким образом, работать на более высоком уровне.
Это понимание не является новым в мире медицины
Этот вопрос обсуждается уже 30 лет. За последние десятилетия количество детских кардиологических центров уже сократилось. В 1990-х годах их по-прежнему было семь, затем их число сократилось до пяти, а позже — до четырех.
В 2009 году комитет Lie рекомендовал перейти от четырех к трем специализированным центрам. Тогдашний министр здравоохранения, социального обеспечения и спорта Аб Клинк решил, что они будут созданы в Роттердаме, Лейдене и Гронингене.
В прошлом году новый исследовательский комитет под руководством детского кардиолога Беатрис Бартелдс вновь рекомендовал сократить число кардиоцентров до трех или даже двух. Чем дольше мы ждем, тем более актуальной становится проблема укомплектования лечебных бригад.
Но учебные больницы продолжают расходиться во мнениях относительно того, кто должен пожертвовать своими кардиоцентрами. ОМЦ Роттердама, Амстердама, Лейдена и Гронингена в прошлом году представили в Министерство VWS план по сосредоточению сложных и высокорискованных операций на сердце в Роттердаме, Лейдене и Гронингене. UMC Utrecht выступает против этого плана.
Тогдашний министр здравоохранения Хьюго де Йонге не принял это предложение, он хотел единогласия. Чтобы выйти из 30-летнего тупика, 20 декабря он сам принял решение: только университетские больницы Erasmus MC и UMC Utrecht вскоре получат лицензию на специализированную кардиологическую помощь.
В то время как удивленные LUMC и UMC Groningen объявили о юридическом протесте, де Йонге сначала получил комплименты за свою решительность. В том числе и от участвующих профессиональных медицинских ассоциаций.
Однако с тех пор критика решения де Йонге со стороны медицинского мира только усилилась. Большая проблема заключается в том, что он так и не провел тщательного исследования, так называемого анализа воздействия, на негативные последствия закрытия кардиологических центров.
Специалисты из Лейдена утверждают, что операция на сердце еще не родившегося ребенка (это возможно только в нескольких местах в Европе, Лейден — одно из них) больше не будет возможна в Нидерландах, если из Лейдена исчезнет специализация педиатров.
Это связано с тем, что вся сложная фетальная помощь в Нидерландах уже сосредоточена в Лейдене. Небольшая часть вмешательств на нерожденных детях связана с операциями на сердце. По словам Моник Хаак, фетального хирурга, для того чтобы сделать эту операцию возможной, необходимо сотрудничество с интервенционным кардиологом.
«Это вмешательство с высоким риском смертности, — говорит Хаак. «Острых ситуаций следует ожидать, и вы можете справиться с ними должным образом, только если вы полностью настроены друг на друга. Поэтому мы вместе проводим другие процедуры, например, переливание крови, чтобы не отставать друг от друга. Если мой кардиолог уйдет, это сотрудничество будет потеряно, и я перестану делать операции на сердце плода. Я думаю, что риск для пациентов был бы слишком велик.
Аналогичная ситуация сложилась и в Гронингене. Здесь находится специализация по трансплантации сердца и легких.
«Для этого нужна хорошая кардиологическая программа и сопровождающие врачи», — сказал глава департамента Эдуард Верхаген в понедельник в Нижней палате.
То же самое можно сказать и о Erasmus MC, назначенном национальным экспертом по трансплантации сердца у детей.
Нынешний министр здравоохранения, благосостояния и спорта Эрнст Куйперс решил приостановить решение своего предшественника и поручить Национальному управлению здравоохранения (NZa) провести анализ последствий. Если это покажет, что существуют «веские существенные причины для иного выбора места», Куйперс хочет пересмотреть принятое ранее решение.
Нико Блом, профессор детской кардиологии и сам кардиолог в LUMC, предлагает «полную перезагрузку», при которой возможен и сценарий с тремя центрами.
«Тогда мы получили бы концентрацию в один кардиологический центр на 5,8 миллиона жителей. В этом случае мы будем чуть ниже Великобритании и Франции в рейтинге, которые имеют самую высокую концентрацию: один центр на 6 и 6,1 миллиона жителей».
Источник: nos.nl