Почему Китай заинтересован в оказании влияния за рубежом, и почему именно среди иностранных ученых? Ответ на этот вопрос связан с тем, как китайская коммунистическая партия, ССР, пытается укрепить свою власть.
В последние годы амбиции председателя КНР Си Цзиньпина становятся все более очевидными
Китай должен стать полностью развитой нацией: экономически сильной, устойчивой и гармоничной. А внешне — особенно мощный. По мнению Си, Китай должен стать мировым игроком, которого не смогут игнорировать США, Европа и Россия.
Это является сложной задачей, учитывая огромную этническую и религиозную пестроту Китая. Там, где центральная власть находится под угрозой, правительство отвечает жесткой рукой. Например, уйгуров в неспокойном регионе Синьцзян на крайнем северо-западе страны массово помещают в трудовые лагеря, чтобы предотвратить готовящееся восстание. За последние несколько лет Пекин также ужесточил контроль над Гонконгом, который на бумаге был автономным. Все для того, чтобы все были на одной волне.
В отличие от таких методов внутри страны, за рубежом Китай больше полагается на «мягкую силу». Си Цзиньпин не раз подчеркивал роль пропаганды как ключа к успеху в грандиозном проекте по перелому мирового общественного мнения в пользу Китая.
У страны есть проблемы с имиджем в области прав человека
С одной стороны, Китай настаивает на том, что он суверенен, что никакое другое государство или международная организация не могут вмешиваться во внутренние дела, такие как ситуация в Синьцзяне или Гонконге. Но в то же время государство является членом Организации Объединенных Наций и связан международными договорами по правам человека, что делает Китай уязвимым для критики из-за рубежа.
На протяжении многих лет Пекин утверждал, что Запад осуждает Китай в области прав человека, потому что не понимает китайской культуры. Поэтому Китай пропагандирует «южный» взгляд на права человека, как альтернативу классическим, вдохновленным Западом идеям о правах человека.
В этом видении на первом месте стоят не права отдельного человека, как на Западе, а права общества в целом. По мнению Китая, важность экономического развития, например, также относится к правам человека. По мнению Пекина, это может иметь приоритет над правами личности.
Это можно наблюдать, например, в Синьцзяне. После серии нападений более миллиона уйгуров и других мусульманских меньшинств были помещены в лагеря для интернированных. В последние годы это китайское видение было поддержано многими странами Африки, Южной Азии, Ближнего Востока и Южной Америки в Совете ООН по правам человека. Одной из организаций, активно поддерживающих эту точку зрения в ООН, является Центр кросс-культурных прав человека VU, грант которого университет прекратил в ответ на вчерашние сообщения.
Таким образом, создается представление, что значительная часть западных экспертов также поддерживает китайское правительство. Это заглушает внутреннюю критику.
Последнее знаменательно, говорит синолог Каспер Витс из Лейденского университета. Он ссылается на ряд заявлений, сделанных директором исследовательского центра Цвартом во время его многочисленных поездок в Китай, например, в 2019 году, когда он высказался в пользу «построения человеческого общества с общим будущим, сформированного президентом Си».
Совпадение или нет, но такие выступления органично вписываются в стратегию мягкой силы Китая, считает Витс. Пекин хочет, чтобы не только китайцы провозгласили «южное» видение, но и иностранцы. Тот факт, что эксперты вроде Цварта на китайском телевидении поддерживают эту линию, «работает гораздо лучше, потому что создает представление, что значительная часть западных экспертов также поддерживает китайское правительство». Это заглушает внутреннюю критику», — говорит Витс.
Объединенный фронт является стержнем китайской стратегии «мягкой силы». Это малоизвестное отделение Коммунистической партии в Нидерландах имеет огромный бюджет. В 2019 г: 2,3 млрд. евро, что больше, чем у Министерства иностранных дел Китая. Организация работает в стране и за рубежом, чтобы повлиять на мировое общественное мнение в пользу Китая.
Одна из тактик — вознаграждение влиятельных, прокитайски настроенных людей за рубежом за распространение взглядов ССР. Это включает в себя восхваление дружественных Китаю лидеров общественного мнения и приглашение их совершить роскошные поездки в Китай за счет китайского народа. В частности, организация пытается повлиять на политиков, руководителей предприятий, профессоров и других экспертов.
Неясно, имеет ли Центр кросс-культурных прав человека университета VU какие-либо связи с Объединенным фронтом. Ясно только то, что центр имеет тесные связи с различными организациями и ведомствами китайской коммунистической партии, пишет адвокат и эксперт по правам человека Андреа Ворден. Она документирует заметную роль, которую исследовательский центр в Амстердаме играет в создании международного понимания и поддержки южной концепции Китая в области прав человека.
Источник: nos.nl